В Украине идёт война. Война, которую развязал путин со своей такой же оторвавшейся от всякой реальности камарильей. Банды российских убийц, насильников и мародёров, которые до 24 февраля почему-то считались «второй армией мира», занимаются именно тем, что они только и умеют делать – просто стирают с лица земли украинские города. Благо всякого смертоносного оружия россия накопила немало, пока ЕС и НАТО после окончания Холодной войны расслабленно почивали на лаврах и пытались умиротворить всё раздувающиеся непомерные аппетиты никчемного российского диктатора.

Одним из городов, который в числе первых попал под российские удары стал Харьков. Практически приграничный мегаполис, достаточно русскоязычный. Путинские ракеты разрушили прежде всего именно мирные, гражданские объекты – от многоэтажных жилых домов до красивейших исторических зданий. Гибнет большой современный город с богатой историей, гибнут люди.

Если россияне в основной своей массе даже не хотят знать, что творит их армия в Украине, поют патриотичные песни про «дядю Вову», полностью разделяя его неонацистскую политику, и как дурни носятся с символами войны, типа Z и V, в той же Германии люди очень даже готовы воспринимать правду об этой войне. Одно из средств донесения этой правды давно уже не меняется – это репортажная фотография.

Так в Брауншвейге 23 июня открылась фотовыставка «Харьков», на которой представлены снимки известного харьковского мастера фотографии Владимира Оглоблина и его ученицы Елены Долженко. Эти парные снимки – трагедия полуторамиллионного города, который в настоящий момент были вынуждены покинуть около 700 000 жителей.

Далее специально для нашего сайта рассказывает Владимир Оглоблин.

«История моего города и моей войны.

Первые несколько дней после 24 февраля было состояние полного ступора и ощущение какой-то беспомощности. Невидимый враг в городе, но видимые страшные разрушения, видимые жертвы и видимый огонь, дым пожарищ. Потом стало понятно, что сидеть сложа руки или ждать прилёта очередной ракеты, снаряда или бомбы в твоё окно, на твою крышу – это не конструктивно. И раз в тероборону не взяли по возрасту, то будет больше пользы для истории и для потомков от документального освещения происходящего.

Сначала снимал ближайшие окрестности в Салтовском микрорайоне, а потом поехал в центр города. И то, что там увидел, меня шокировало. Площадь Конституции и огромное здание Дворца труда выглядело как после землетрясения и цунами. Тонны кирпича, битого стекла, оборванные провода, вывороченные рамы, ещё дымящиеся балки перекрытий… Я обошёл здание, занимающее весь квартал, снимая своей всепогодной камерой Nikon всё, что не удавалось осознать разумом. Война, ракетные обстрелы, бомбы, гибель людей – и всё это из России, от некогда «братского» русского народа.

Как историк, я знал и понимал, что война России против Украины не прекращается уже более 300 лет. И мирное сожительство – это всё та же бесконечная череда войн, моря крови и разрушений.

Затем я зашёл во внутренний двор одного из зданий и ужаснулся от увиденного – ни одного целого стекла, вывернутые оконные рамы, искореженный металл конструкций и побитые осколками стены.  Вместо крыши зияла огромная дыра, а вместо лестничных пролетов – сплошной хаос из железобетона и кирпича. Посреди двора стояла легковая машина, напоминавшая решето. Зашёл в подъезд с вылетевшими дверьми и лежащими на лестничных пролетах оконными рамами, битым кирпичом, стёклами. Заходил в комнаты, офисы и снимал, снимал, снимал… В этом здании потерялась жизнь. Хотя именно в нём было мое рекламное агентство «Ирис» и, последние 8 лет – Авторская Фотошкола для взрослых. 18 лет жизни во Дворце труда. Во Дворце…

Позвонил своей ученице по фотошколе Елене Долженко. Она уже работала в волонтерской команде «Пекельна кухня». Объяснил, что нужно снимать разрушения, снимать трагедию Харькова.

4 марта я уехал сначала в Полтаву, а потом продвигался всё дальше на Запад, пока дорога не привела меня в Германию.

Лена продолжала снимать город и окрестности, получив специальную аккредитацию в Министерстве обороны Украины.

В Германии сразу решил сделать выставку документальной фотографии о войне. Точнее, выставку «параллельной» жизни Харькова ДО и ПОСЛЕ. Нашлись немцы, близко принявшие трагедию Украины, как свою собственную. Нашлись спонсоры, деньги, желание делать. И уже через 3 недели в Брауншвейге открылась экспозиция. Так город узнал о войне ещё и благодаря фотографии. По лицам, по настроению присутствующих на выставке было видно, что никакие дополнительные разъяснения не имеют смысла.

Люди увидели правду. Увидели и подержали в руках осколки снарядов, настоящие пули из русского автомата и крупнокалиберного пулемёта, пробивающие 4 мм железо и два-три кирпича. И Лена на открытие даже привезла обгоревший фотоаппарат «ФЭД-3», найденный в завалах у разбитого здания по ул. Метростроителей, 8. Кто-то снимал на него жизнь.

Этот фотоаппарат особенно привлекал внимание зрителей и гостей выставки. Это был символ света, попавший в пламя войны. Войны россии против моей Родины – Украины».

Очень хочется, чтобы выставку увидели и в других немецких городах.

Что касается Берлина, то тут тоже знают о трагедии второго по величине украинского города. Так в стеклянной стене одного из зданий, которое находится возле берлинской станции «Эрнст-Ройтер-Плац» расположилась фотовыставка «Харьковский реквием». О страшных разрушениях города рассказывают многочисленные снимки Станислава Остроуса.

Текст: Игорь Магрилов, Владимир Оглоблин
Фото: Владимир Оглоблин, Елена Долженко
Фото: Игорь Магрилов
(три нижних снимка из Берлина)

image image image image image image image image image image image image image image image image image image