Известно, что Берлин – город граффити. Хороших и плохих, больших и маленьких, нарисованных как новичками, так и признанными уличными художниками и группами. Одни работы живут долго и попадают в многочисленные фотоальбомы, другие быстро умирают сами по себе или стираются городскими властями. Считается, что 90% берлинских граффити – незаконны, поскольку нарисованы без разрешения владельцев зданий. В любом случае, одни произведения радуют глаз и тянут на серьезное искусство, другие раздражают своей бессмысленностью, и там кроме самолюбования «творца» своим извилистым автографом ничего нет.

В канун Нового года, а точнее в ночь с 11 на 12 декабря, Берлин потерял свои, пожалуй, самые известные настенные работы, посмотреть на которые приходило не меньше народа, чем к разрисованной Берлинской стене.

В 2007 и 2008 годах итальянский художник Blu нарисовал большие рисунки на стенах двух домов на пустыре в районе Кройцберг, рядом со Шпреей. Эти работы практически сразу же стали легендарными. На одном рисунке был изображен офисный работник, скованный временем. На другом – два человека срывали маски друг с друга. Одни видят тут единство противоположностей, другие считают, что это символизирует восточную и западную части города. И действительно, три пальца на руке одного человека сложены в букву «Е» (East), а 4 пальца другого – в букву «W» (West). Это было настоящее искусство…

Blu – личность таинственная и всемирно признанная. Кто-то утверждает, что художник родился в итальянском городе Сенигаллия, но известен стал после переезда в Болонью, где создал свои первые работы. С 1999 года он побывал во многих странах мира и популярен везде наравне с Бэнкси. Другие считают, что Blu – не художник, а художница, которая, родившись в Италии, успела пожить в разных городах Европы и мира, где начав с разрисовки заброшенных объектов, перешла к масштабным работам, и сейчас это уже целая творческая группа.

Настенная живопись Blu в стиле хип-хоп культуры есть во многих крупных городах мира, она проста и гениальна. Берлину повезло, что тут есть работы великого художника. Жаль, что теперь их стало на две меньше…

Эти работы на стенах двух домов перед пустырем берлинцы любили и тщательно оберегали. На этом пустыре городские власти уже 20 лет планируют что-то построить – то торговый центр, то новое водохранилище, то авто-лабораторию. Когда тут опять вознамерились построить жилой комплекс на 250 квартир, торговый центр и детский сад, для чего понадобилось снести дома с работами Blu, неравнодушные к его искусству берлинцы стали собирать подписи с требованием присвоить этим зданиям статус памятника культуры. Было собрано 7000 подписей. Это место у реки стало символом борьбы с капитализмом и с инвесторами, которым плевать на культурное достояние города.

До последнего времени на пустыре находился один из самых больших сквотов Берлина, в котором проживало около 150 человек. 18 сентября тут случился ночной пожар, а через несколько дней лагерь был разрушен, и все бездомные эвакуированы.

9 декабря на странице Blu в фейсбуке появилась запись, что семь лет назад были нарисованы две картины на стенах домов на улице Cuvrystraße в Берлине при поддержке Lutz, ARTITUDE e. V.и добровольцев, и вот мы почувствовали, что пришло время их стереть.

В ночь с 11 на 12 декабря это и произошло. Две машины с длинными выдвижными платформами и приближенные к Blu люди быстро сделали свое черное дело – рисунки были закрашены. Как бы в издевку они сначала оставили нарисованный палец, указывающий на надпись your city, но потом ушел в небытие и он. Собственно часть фразы Reclaim your city – это все, что осталось от великих работ.

Это бы протест художника против элитного жилья, его борьба с жентрификацией – реконструкцией и обновлением старых зданий в нефешенебельных городских районах с целью превращения их престижные и дорогостоящие. От этого районы теряют свою историческую самобытность, а старожилы вынуждены переезжать в другие места. Ну, не хочет Blu, чтобы такое случилось и с Cuvrystraße, находящейся в районе альтернативной культуры. А участок уже, вроде бы, купил какой-то инвестор из Мюнхена, огромный пустырь ныне огорожен решеткой.

Говорят, что не нравилось Blu и то, что его работы будут использоваться как элемент увеличения стоимости жилья, находящегося рядом с его легендарными творениями. Художник не желает помогать спекулянтам продавать квартиры подороже из-за исторического вида на его картины. А стройка рядом с уже закрашенными картинами уже идет – заборы стоят, котлован залит…  Это уже не «наш город» по мнению Blu.

В борьбе с девелоперами и спекулянтами от недвижимости, в борьбе с нежеланием, чтобы его работы использовались в коммерческих целях, Blu уничтожил свои работы. Можно долго спорить – разумно поступил творец или нет, но это его работы и его право. Хотя, возможно, это уже и не его работы и не его право. Они уже давно были достопримечательностями Берлина, и странно, что местные жители, наверняка видевшие процесс закрашивания легендарных произведений, не вызвали полицию, чтобы это остановить.

Бесспорно, это главная потеря берлинского стрит-арта в 2014 году. Утешает только одно – работы Blu в Берлине еще можно увидеть.

Текст/фото: Игорь Магрилов

image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image image